В России снова собираются вводить налог на роскошь. Это не первая инициатива российских парламентариев, которые три года назад уже пытались принять соответствующий закон. Но тщетно. В противниках - серьезное лобби. Сейчас депутаты хотят взять реванш и все-таки обязать богатых платить за роскошь, к предметам которой относятся: недвижимость, яхты, дорогие автомобили и ювелирные украшения.
Инициатива замечательная. Подобный налог будет способствовать сокращению разрыва между бедными и богатыми россиянами, доходы которых разнятся в 17 раз, считает академик РАЕН, директор российского центра практической психологии Сергей Ключников.
«Инициатива с налогом на роскошь назрела, поскольку имущественное неравенство в России порождает большое социальное напряжение. Однако надо понимать, что крупный бизнес добровольно никогда не пойдёт на самоограничение, а будет жаловаться на непосильную налоговую нагрузку и требовать её дальнейшего снижения. Хотя на Западе, прежде всего в Европе, ситуация другая. У народа возникает законный вопрос: если демократические реформы преследовали цель войти в мировое цивилизованное сообщество, почему не следовать западным ценностям до конца? К тому же в Конституции написано, что Россия - социальное государство. Если такой закон примут, это будет прогрессивным явлением», - заметил Сергей Ключников "Голосу России".
Однако большинство экспертов с сомнением относится к действенности такого закона. Сразу возникает вопрос учета предметов роскоши, потому что зачастую объекты собственности оформляются на подставных лиц и сложно придумать инструмент, который бы позволил сделать ситуацию прозрачной, отмечает старший юрист юридического бюро «Падва и Эпштейн» Сергей Хаванский.
«Тот же институт декларирования доходов в России не является эффективной защитой от коррупции, потому что факт наличия у кого-то из родственников крупных объектов недвижимости надо проверить. Так же и здесь: если объект будет переведен на родственника, это не значит, что он принадлежит олигарху, это нужно доказать», указывает юрист.
В законе много недоработок. В частности, непонятно, кто будет определять рыночную стоимость предметов роскоши и как рассчитывать этот налог на роскошь. Ну и самый главный вопрос: «А что такое роскошь?»- рассуждает Сергей Хаванский.
«Те объекты, которые названы в законе в первую очередь: недвижимость, дорогостоящие автомобили, вертолеты, для кого-то и роскошь, но, например, для водителя-дальнобойщика, который имеет в собственности фуру, это не роскошь, а средство передвижения. Или небольшая транспортная компания, которая делает упор на качество своих услуг, имея транспортный парк дорогих машин. Фактически это удар по малому и среднему бизнесу, который использует качественные, но дорогостоящие инструменты», - говорит юрист.
В ряде развитых стран, например во Франции, Италии и Великобритании, подобный закон работает, но в России, к сожалению, пока много лазеек для ухода от уплаты налогов. Поэтому прежде, чем принимать подобный закон, нужно довести до ума Налоговый кодекс, считают эксперты.